ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕРОССИЙСКОЙ
СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ
КАТАСТРОФ
Краткий очерк
истории создания Всероссийской службы медицины катастроф
Принято считать, что
медицина катастроф как новое научно-практическое направление
медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах XX столетия.
В 1971 г.
Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по
оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе
постоянно функционируют сектор здравоохранения в Чрезвычайных
ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.
постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются
во всех региональных бюро ВОЗ.
В 1975 г. в Женеве
организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в
которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось
для координации и объединения усилий по научной разработке проблем
медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по
направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению
в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по
медицине катастроф. Важно отметить, что МОМК готовит и проводит все
свои мероприятия совместно с Международной организацией гражданской
обороны (МОГО), штаб-квартира которой с 1968 г. нахо-дится в Женеве,
и другими международными общественными организациями.
В Сан-Марино
организован научно-исследовательский центр по медицине ката-
строф. Создаются и
друга с национальные и международные ассоциации медицины
катастроф.
Международными
организациями, работающими в области медицины катастроф и
чрезвычайных ситуаций, являются:
Международное
общество медицины катастроф;
Всемирная
ассоциация медицины катастрофой чрезвычайных ситуаций;
Панамериканская
организация здравоохранения;
Международная
организация Врачи без границ ;
Центр менеджмента
катастроф и оказания гуманитарной помощи Экселенс ;
Европейский центр
медицины катастроф;
Отдел медицины
катастроф при госпитале в Амстердаме;
Центр
международных систем экстренной медицинской помощи;
Международная
ассоциация индивидуальной и коллективной защиты;
Чешское общество
медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
Всемирная
организация здравоохранения.
В России в
октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана
честная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из
ведущих являлась медико-санитарная служба.
В июле 1961 г. МПВО
была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная
служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО).
Существующая МСГО как специальная организация в системе
здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях
военного времени.
В конце 80-х годов в
СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими
человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что
система здравоохранения, а также МСГО, нацеленная на работу в
условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди
мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в
условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить
необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения.
Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой
проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы,
способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения
населения в ЧС мирного времени.
Начало создания
службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР
было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 9 О
создании в стране службы экстренной медицинской помощи в
чрезвычайных ситуациях . В постановлении определялось:
Министерству
здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной
медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в
ЧС, планирование, организацию и проведение научных и
опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при
центрах
резерв медицинской
техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;
организовать в
союзных автономных республиках, областях и краевых цен-
трах республиканские
и областные (краевые) центры экстренной медицин-
ской помощи;
Министерству
обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда
специального назначения;
осуществить в
течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подготовку всех
врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию
первой врачебной
помощи при неотложных состояниях.
В развитие
требований этого постановления приказом Министерства здравоохранения
СССР от 14.05.90 193 были определены организационные принципы
создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и
вновь оранизуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная
и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и
необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В
структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской
помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности
(БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции
(отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи
(санитарная авиация).
В Российской
Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи
населению создавалась в соответствии с постановлением Совета
Министров РСФСР от 14.06.90 192 О создании службы экстренной
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и приказом Минздрава
РСФСР от 11.07.90 115 О создании службы экстренной медицинской
помощи при чрезвычайных ситуациях .
В
феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено Положение о службе
экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных
ситуациях . В нем были определены: организационная структура службы
на союзном, республиканском, областном (краевом), городском
(местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного
обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой;
снабжение формирований и учреждений службы различными видами
имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления
научно-исследовательской и организационно-методической работы.
Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего
состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период
ликвидации их последствий.
Опыт работы службы экстренной медицинской помощи в СССР в целом и в
Российской Федерации в частности подтвердил правильность исходных
концептуальных позиций, целесообразность основных принципов
организации службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были
выявлены и существенные недостатки. Главными из них были:
разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, по ведомствам; недостаточная
четкость вертикальной структуры службы (федерального, регионального,
территориального, местного и объектового уровней); нерешенность
вопросов управления службой.
Следует отметить,
что большинство требований Положения, в частности по созданию
центров экстренной медицинской помощи, резерва различного имущества
и некоторые другие, не было выполнено.
Все это заставило
искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной
для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
В
постановлении Правительства Российской Федерации от 03,05,94 420 О
защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами сохранение
жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей
государственной задачей федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание
уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы
медицины катаст-роф, созданию условий для успешной ее деятельности.
Этим постановлением было регламентировано создание единой
Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально
объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны
России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других
министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных п
оследствий ЧС. В
развитие данного постановления было разработано Положение о
Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 195.
Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение
службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и
здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в
медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется
три самостоятельных направления, занимающихся проблемами
медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.
Вопросы медицинского
обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время
разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий
выполняет медицинская служба Минобороны России.
Разработка научных
основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и
выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий
возложены на МСГО.
Самым молодым
разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения
являются соответственно медицина катастроф и служба медицины
катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения
населения страны в ЧС мирного времени.
В последнее время
довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания
на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы,
предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС
мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти
службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее
предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном
аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые
организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее
время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.
Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф
Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой
систему научных знаний и сферу практической деятельности,
направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при
авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях,
предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в
результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников
ликвидации ЧС.
Всероссийская служба
медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф
Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС,
МВД России и других федеральных органов исполнительной власти,
предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС.Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Служба медицины
катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль
системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для
организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при
ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при
непосредственном взаимодействии с органами управления других
отраслей этой системы (лечебно-профилактическими,
санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства
и детства, подготовки кадров и др.).
Основными задачами
ВСМК являются:
|