Руководство для начинающего вожатого
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ
Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим
будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то,
что считаете нужным. Особенности своего характера и
темперамента, чего от вас можно ожидать в
критических ситуациях, в случае переутомления и
особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с
детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким
настроением едете на смену, какие есть опасения.
Помните, в том, что касается работы, у вас друг от
друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем
ни сложились ваши личные отношения, для детей вы
должны быть идеальной парой и любимыми напарниками.
Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не
при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит
мгновенно реагировать и 'спасать' ситуацию. Отзовите
в сторону и поговорите.
Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте
авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе
равноправие и единство требований. Будьте
принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми),
но в то же время внимательны, терпимы и
доброжелательны. Не давайте друг другу 'умереть на
работе'. Вас двое, иногда кто-то может выспаться
(извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте
работу, чтобы кто-то из вас не был 'всю смену на
арене'. Сотрудничайте!
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С
ДЕТЬМИ
В общении с детьми вожатые часто впадают в
крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую
позицию по отношению к детям занять. Лучше всего
встать в позицию старшего товарища. Не забывайте,
что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.
Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен
быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем
случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от
конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно
же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого
уважение к себе.
Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть
ребенка взрослый человек недостаточным вниманием.
Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в
отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь
уделить внимание каждому, независимо от ваших личных
симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения
вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с
другими людьми, в его внутренний мир. Важнее
заслужить это приглашение.
Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши
требования разумны. Дети это поймут и примут. У
'добреньких' вожатых дешевый авторитет.
Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя
точка зрения. Мало просто самому считать, что
поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и
ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут
верить.
Искренний и честный. Степень откровенности с детьми
вам поможет определить чувство меры и осознание
разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют
фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на
какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше
не делайте этого.
Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны
касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и
энергетическим аккумулятором для своих детей.
Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские
проблемы, которые вам могут показаться
несущественными, необходимость все повторять
несколько раз - все это может вывести из себя, если
себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.
Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют
по-своему. К этому надо приспособиться.
Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его,
гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и
уверенно. Симпатичная картинка!
КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА
ДЕТЕЙ
Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем,
чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в
те моменты, когда вам ну но обратиться к ребенку
Существуют приемы быстрого запоминания.
Первый из них - "визитки", которые вы прикрепили на
грудь детям в первый же день. Он и значительно
облегчают общение в первые часы. Вы подход и те к
ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно
обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка
фразами, "Э, так как тебя..."
Эти "шпаргалки" недолговечны, уже к вечеру второго
дня сохраняются лишь у немногих. Поэтому
подстрахуйте себя. Например, составьте схем у
детских палат, где на месте каждой кровати напишите
имя ребенка. А еще запомнить имена детей можно в
игре. Во время игры ребенок проявляет особенности
своего темперамента и характера. А как говорит опыт,
мы лучше запоминаем человека, если обладаем
информацией не только о его внешности, но и о его
характере, его поступках. Первые дни должны стать
временем усиленного накоплен и я такой информации. А
для этого надо как можно активнее включать детей в
разнообразную деятельность.
Есть и специальные игры на запоминание имен, с
помощью которых не только вожатые могут запомнить
детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг
с другом.
Например, "Снежный ком", первый играющий называет
свое имя. Второй - повторяет имя предыдущего игрока
и добавляет свое. Третий - два предыдущих и свое.
Последний игрок должен пере числить всех сидящих в
кругу.
Или еще одна игра на запоминание имен. Перед началом
игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое
имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши - два раза в
ладоши, два раза по коленкам , выдерживая ритм.
Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок
должен на звать два имени - свое и любого сидящего
в кругу - нахлопки в ладош и . Услышавший свое
имя пропускает один или два и нтервала (по
предварительной договоренности) и тоже на два хлопка
в ладош и называет свое имя и другое. Так как в
кругу может быть несколько человек с одним именем,
договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье
имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться.
Затем можно усложнить игру, исключив интервалы.
Например, раэ-два, Света-Лена, раз -два, Лена- Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д. ("раз-два" - хлопки по
коленкам).
ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГПЕРИОДА
Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые
три дня буквально по минутам. Если не будет плана -
будет суматоха и неразбериха, раздражение и
разочарование. Причем, спланировать о ргпериод
желательно в спокойн ой обстановке вместе с
напарником накануне смены. Потом, конечно, придется
кое-что изменить по ходу событий. Но как известно,
удается лишь импровизация, которая была з аранее
подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у
ребят не было времени для безделья, чтобы все было
четко и органи з ованно. В пер в ый день после
расселения советуем вам провести экскурсию по
лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо,
если вы расскажете ребятам что-нибудь изистори и
лагеря. Затем проведете с ним и первое отрядное
дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом
ребята б у дут неохотно откликаться на отрядные
дела. Лучше, если это будет небольшое, на час,
творческое КТД. Например:
- Сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть
5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет
на один из них. (Все вытягивают заранее
заготовленные "билеты" пяти разных цветов). А теперь
займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на
другую планету.
В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют
различные задания. После объявления очередного
задания не забудьте сказать, сколько времени вы
отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и
в конце игры объявить победителей и вручить призы. |