Чтобы ребята не скучали в дороге, подумайте заранее,
чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это
могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п.
Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без
гитары можно разучить с детьми две-три простые
песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они
едут, о его законах и традициях, если таковые есть.
Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх,
не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить,
развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы
это уже не наверстаете. Не надо спрашивать детей:
"Вы хотите играть?" Велика вероятность, что в ответ
вы услышите: "Нет!" Лучше всего не давать им
опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием
играют, если "умело их "завести". Вот несколько
таких игр. - Ребята, сейчас мы с вами будет
знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас
громко-громко крикнет свое имя. По команде дети
кричат свои имена, вы комментируете, какие имена вы
расслышали, "Кричалки" очень раскрепощают детей. -
Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду
регулировать громкость. Можно петь, разговаривать,
издавать любые звуки, но если я опускаю руку - радио
умолкает. Также хорошо поиграть с детьми в игры, где
они должны повторять за вами слова и движения.
Например, спойте на мотив "Сердце красавицы"
следующие слова:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет,
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке:
Для слов "чайничек", "крышечка", "шишечка",
"дырочка", "пар идет" нужно придумать жесты. Песню
нужно одновременно петь и показывать руками. Затем
уберите слово "чайничек". Не произносите его, только
показывайте. Затем не произносите уже 2 слова, потом
3 и т.д. В конце концов вам придется молча показать
песню руками. Есть аналогичная игра "Летит, летит,
по небу шар", которую многие из вас знают с детства.
Главное -играть вожатый должен темпераментно,
заразительно, уверенно. Чтобы дети не смотрели друг
на друга, не чувствовали себя глупо и получали от
игры настоящее удовольствие.
В первые дни у ребят возникает множество вопросов.
Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми.
Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая
группа придумает себе название газеты или журнала,
редакцией которого они будут в этой игре. Дальше
редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые
отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям
сделать выпуск своей газеты (сочинить можно в
дороге, а оформить - в лагере. Не забудьте оставить
на это время).
ДЕНЬ ЗАЕЗДА
9.00 Встреча детей на вокзале.
9 45 Встреча детей. Один вожатый держит табличку с
номером отряда (позже это можно перепоручить
ребенку). Второй вожатый по списку отмечает
прибывших детей. Общается с родителями и детьми.
Напоминает о бирках на сумках. Рассказывает правила
поведения в дизеле. Предупреждает о том, что в
дизеле нет туалета. Объясняет, что вещи до дизеля
нужно донести самим, а от платформы лагеря вещи
довезет машина. Сдает данные о количестве детей
руководителю отъезда.
10.15 Выход на платформу. После переклички и
объяснений ПДД колонна пересекает проезжую часть.
Один вожатый идет в начале отряда, второй - в конце,
третий - посредине. Далее происходит рассадка детей
в вагоне, размещение вещей (не на сиденьях!) и опять
перекличка. Необходимо попросить родителей выйти из
вагона. Проверить, чтобы окна в вагоне были открыты
только с правой стороны по ходу движения поезда.
Во время поездки (можно и нужно): сверить детей по
списку; поиграть в игры на знакомство; придумать
кричалки; попеть песни; рассказать о лагере;
провести анкетирование; познакомить с традициями и
законами лагеря. А так же смотреть, чтобы дети не
высовывались из форточек, не бегали по вагону, не
выходили в тамбур, не мусорили (подготовить для
этого заранее мешок для мусора). Для того, чтобы
получить информацию о проживании необходимо сдать
данные о количестве детей, а после сверить ее с
количеством девочек и мальчиков. Так же, необходимо
узнать о том, где будет находиться ваше отрядное
место.
При подъезде к платформе: не выпускать детей раньше
времени в тамбур; смотреть, чтобы они не вскакивали
со своих мест; проверить, не забыли ли в вагоне
вещи; собрать мусор.
13.00 (примерно) Выход из вагонов на платформу. Один
вожатый выходит первым и организовывает разгрузку
вещей - мальчики помогают девочкам выносить и
выгружать вещи. Второй вожатый помогает детям
выходить из дизеля, собирает отряд в определенном
месте, проводит перекличку. Кроме того, нужно
проверить, не осталось ли забытых вещей в вагоне.
13.15 Погрузка вещей в машину: в одну машину грузят
вещи отрядов с летней базы, в другую - отрядов из
главного корпуса. Важно помочь детям донести вещи до
'нужной' грузовой машины и поставить их для
дальнейшей погрузки и проверить, чтобы все сумки
были подписаны: ? отряда, фамилия, имя. Открытые
сумки и пакеты в машину складывать нельзя.
Во время движения к лагерю. Все отряды идут по
правой стороне дороги. Один вожатый возглавляет
отряд, второй - замыкает - следит, чтобы отряд 'не
растягивался' и не разбегался. Приветствуются
кричалки, песни.
Перед воротами нужно рассказать детям о первой
традиций приветствовать лагерь. Хором, стоя под
воротами, всем отрядом: 'Здравствуй, Зеркальный!' По
поверью, насколько громко и дружно это скажет отряд,
так пройдет у этого отряда и вся смена.
Отряды расходятся на отрядные места, предварительно
взяв сумки (летняя база: от одного из хоздомиков,
зимний корпус - от входа в главный корпус).
13.30 Первый оргхозсбор (см. памятку).
Расселение. Один вожатый подходит к комнате,
называет ее номер, количество мест. Второй вожатый
отбирает группу желающих и направляет в комнату.
Дети берут сумки и заходят в комнату, оставляют
сумки в комнатах и возвращаются на отрядное место.
(Лучше всего, если о расселении вы подумаете и
договоритесь с детьми еще в дизеле).
После расселения необходимо рассказать о правилах
хранения вещей и продуктов, о требованиях санобхода,
о рассадке и правилах поведения в столовой (кричалки
и 'зеркалятский стол'); напомнить о традициях,
законах и правилах проживания в 'Зеркальном';
выбрать дежкомов. Второй вожатый узнает в столовой о
рассадке своего отряда; вместе с дежкомом проверяет
то, как накрыты столы в столовой (пересчитает
порции).
14.00 После обеда нужно дать время детям на
распаковывание вещей. После этого один из вожатых
вместе с детьми уносит пустые сумки на хранение в
'чемоданную'. Другой вожатый помогает детям
разложить вещи и проверяет порядок в комнатах. В
этот же период у детей нужно собрать ценные вещи,
справки СЭС, недостающие сведения, и, если дети
привезли, свечки, фотографии, канцелярию и т.п.
'Чемоданная': Чтобы вещи не потерялись, бирки с
фамилиями на них лучше не снимать, а все сумки
положить строго на определенные полки, помня о том,
что еще, по крайней мере, около восьми отрядов
захотят расположить свои сумки в 'чемоданной'.
14.30 (примерно) Обед.
Как только в столовой все готово и дежурный вожатый
разрешил вашему отряду зайти в столовую, дежком
собирает весь отряд перед столовой у 'волшебной
линии'. Напомните детям о хорошей привычке мыть руки
перед едой. Затем Дежкомы командуют и весь отряд
желает 'Всем - всем - всем приятного аппетита'.
Рассадка в столовой. После того, как прозвучало
пожелание приятного аппетита, один вожатый
становится в столовой около столов своего отряда и
говорит, сколько человек нужно пригласить к этому
столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у
дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей
и отправляет их к первому вожатому. (Детям
необходимо объяснить то, что за там, где они заняли
место в первый раз, за тем столом они и будут сидеть
всю смену на других приемах пищи).
Детям необходимо показать тележки и еще раз
объяснить, куда ставить грязную посуду и о
'самообслуживании'.
Во время обеда: один вожатый присматривает за
детьми, выдает чеснок и другие порционные продукты
и, если надо, помогает разливать суп по тарелкам.
Второй вожатый готовит себе и напарнику место за
вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам,
а затем меняет напарника на посту. После обеда
целесообразно провести сбор на отрядном месте в том
числе и для того, чтобы рассказать о дальнейших
планах.
15.00 Экскурсия. Перед уходом на экскурсию
необходимо пересчитать детей. Один вожатый проводит
экскурсию по лагерю для детей рассказывает о:
главном и административном корпусе, медпункте,
школе, танцплощадке, стадионе, линейке, теннисных
кортах, летней базе, хоздомиках, домике моряка,
роднике, летнюю столовую и т.д.
Другой вожатый в это время занимается оформлением
документации (заполняет списки). Получает белье.
16.00 (примерно) Получение белья. Перед получением
белья нужно рассказать, как заправляется белье.
Объяснить детям, что белье выдается каждому лично в
руки, под запись. Малышам помочь заправить кровати и
проверить у всего отряда.
17.00 Игры на знакомство. Лучше, если все вожатые
примут в них участие, так как это одна из первых
встреч и первое знакомство со всем отрядом.
Ввод в смену. Рассказать о тематике смены, выбрать
командира, название, девиз, эмблему отряда,
придумать всевозможные 'кричалки'. В это время можно
провести КТД оргпериода. |