.:: Методический материал ::.


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Подъем. Зарядка. Завтрак.


Главное - з апомнить: вожатый должен будить детей, а не наобо р от. Необход и мо встать до п о дъема и привести себя в порядок. Дети д ол ж ны вас видеть бодрыми и жизнерадостными с самого утра. Вы не представляете, насколько настроение детей зависит от вашего.
Будить детей нужно спокойно и весело. Но шутки типа: "Рота! По дъем!" - в полный гол о с здесь неуместны. Потому что дети, конеч н о. посмеются, но если утро начинается с такой встряски, будьте уве р ены - нервы через день -два сдадут у многих.
Затем - зарядка. Кт о ее будет проводить, физрук вашего лагеря, д ежком или вы сами - мы не знаем. Но если вы решили взять это в с в о и руки, постарайтесь сделать так, чтобы зарядка стола не только н абором физических упраж н ений, необходимых для полного просыпания, но и эмоциональ н о й пятиминуткой, которая заряжает положи-т ельной энергией и хор о шим настроением на целый день.
Затем дети захотят у м ы т ься и почистить зубы, это желание стоит п о ощрить. На уборку палат и приведение себя в порядок 30-40 минут и м будет достаточно. Ут р о должно быть организовано, не надо растя-гивать его до обеда. Пос л е пятиминутной планерки на отрядном месте , где вы скажете детям план на сегодняшний день и ответите на все и х в опросы по этому поводу, мо ж мо позавтракать и начать день.

Походы в столовую
Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда вам на- кр оют, и чтобы не есть хо лодную пищу, опоздав, сделайте вашего д е ж кома связным межд у вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы - можно всем отр я дом отправиться в столовую. Во главе с во ж атым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом). О бъясните детям, что ц и ви лизованные люди, даже если они очень хо т ят есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных и стара-ю т ся принимать пищу н е торопясь и с достоинст в ом. Тогда от нее и п ольза больше, и удовольствие. Свой стол после еды желательно оставить в приличном состоянии.Есл и вам понрави тс я у в хода в столовую хором желать всем ос- т альным отрядам и др у г другу приятного аппетита, это может стать вашей отрядной традиц и ей.

Подготовка ко сну. Отбой
Как уже говори л ось выше, все отряд н ые дела нужн о заканчивать за полчаса до отбоя. Если вы задержите подготовку ко сну, детям придется бегом умываться, расстилать кровати, заполнять карточки настроения и т.д. На все это у них должно быть достаточно времени. С сигналом на отбой ребята уже лежат в кроватях, а дежком е ще полчаса находится н а отрядном месте. Установите в отряде пра в ило, после отбоя - од и н шепот на палату. Не хочешь спать - не спи, Но другим не меша й . Конечно, общение после отбоя детям ничто не заменит. Его стоит разрешить, но ограничить во времени. И, конечно же, никаких передвижений.

Если вы - поющий вожатый, можно просто без объявления ("Дети! Слушайте меня, я буду петь !") сесть на отрядном месте и петь спокойные песни. Договор и тесь с детьми, что кто хочет слушать, тихонько открывает дверь палаты, но слушают молча, не мешая остальным. Песней можно о мн о гом поговорить с детьми, а заодно и усыпить их. Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. Введите в отряде "закон точного времени " . И усло в ный з нак сбора, какие-нибудь хлопки в ладоши или кричалки. Например, вожатому нужно срочно собрать отряд. Он зовет ребят из ближайш и х палат и они хором начинают считать до десяти. Остальные уже знают, что за это время каждый должен успеть выбежать на о трядное место. Если кто-то о п аздывает, его можно заставить выполнить какой-нибудь необидный фант. Если ра з бавить игрой даже самые обыденные моменты, то ребята легко к ним привыкнут, и у вас не будет сложностей с организацией отряда.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВТОРОЙ ДЕНЬ

 8.00       Подъем. Нужно проследить за тем, чтобы все дети проснулись и встали, надели спортивную одежду для выхода на улицу на зарядку.
 8.15       Зарядка. Проводят физруки и вожатые.
 8.30       Время Личной Гигиены, операция 'Уют' - дети заправляют кровати, умываются, убирают комнаты, готовятся к выходу на завтрак; вожатые и дежкомы проверяют чистоту в комнатах.
 9.00       Завтрак.
 9.30       Планерка вожатых. Один вожатый находится с детьми, заканчивает уборку, проводит УИСО - утренний информационный сбор, рассказывает план на день. Второй вожатый приходит на планерку (на линейку или в 116 кабинет), имея с собой РИБ (ручку и блокнот) и отрядный план на день. К планерке подготавливается заявка на спорт, выясняется время получения спортинвентаря и канцелярии и т.д.
10.00       Начинается утренний санобход.
 10.00       Работа по отрядным планам: прогулки, игры, знакомство с лагерем, спортивные игры, репетиции к вечернему выступлению. оформление отрядного места, КТД оргпериода и т.п.  
До обеда нужно сдать документацию.
 13.30       Обед.  
14.00   ТВС (Тихое Время Суток).
 15.00       Начинаются репетиции на сцене в ККЗ (по графику).
 16.15       Полдник.
 16.30       Игры, прогулки, репетиции на о/м, КТД оргпериода, у профильных отрядов - занятия.
 16.30       Вечерний санобход.
 19.00       Ужин.
 19.30       Подготовка к дружинному делу.
 20.00       'Здравствуй, Зеркальный!'.  
21.30       ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).
 22.00       Подготовка ко сну.
 22.30       Отбой.  

Обычно в этот день проходят Линейка Открытия Смены, первый дружинный сбор 'Здравствуй, лагерь!'.  Построение для выхода на линейку: вдоль главного корпуса со стороны озера, по нумерации отрядов, друг за другом, в колонну по 4 человека.  
Вожатский отряд 'Товарищ' выходит после последнего отряда: один вожатый выходит с детьми, остальные вожатые - в колонне вожатского отряда.  
Планерка - сразу после линейки остается один вожатый (сдача и защита плана на смену вожатыми каждого отряда).  Другие уходят с детьми. Далее - по отрядному плану.

ОТРЯД ПОДВОДИТ ИТОГИ ДНЯ

За 45 минут до отбоя отряд собирается на своем отрядном месте. Место сбора отряда... Ребята договорились и подготовили его в первые дни смены. Это может быть веранда, беседка, костровая поляна. Лучше всего, если вечерний сбор отряда ("вечерний огонек" - так. называют его ребята) будет проходить у небольшого отрядного костра. Сбор у костра располагает к задушевной песне, а тихая песня настраивает на откровенный разговор. Из-за плохой погоды отряд чаще всего собирался на веранде. В любом случае ребята рассаживались по звеньям, но , таким образом, чтобы, разговаривая, видеть друг друга (полукругом, в кружок).

Вожатый предложил ребятам следующий порядок обсуждения. Первый вопрос: Чем понравился день? Что было хорошо? Кому мы говорим спасибо?

Второй вопрос: Что было плохо? Что испортило настроение?

Третий вопрос: Что надо учесть на будущее?

Возражений не было, но возник ряд вопросов.

(все или только актив)? Если только актив, то неинтересно!

Если будет говорить каждый, то просидим до ночи.

А если вообще не будет желающих?

Надо определить регламент выступающих, чтобы долго не было...

А если не нравится что-то в лагере, говорить можно? и т. д.

Вожатый внимательно слушает, иногда вставляет "наводящий" вопрос, уточняет предложения ребят, делает выводы. В ре-зультате определяются ряд условий ведения "огонька":

1. Обсуждение итогов дня или дела проводить сначала в звене (для того, чтобы в обсуждении приняло участие большинство ребят, чтобы мнение каждого или почти каждого было выслушано и учтено).
Дать звену не больше 5-ти минут. Мнение звена и предложения высказывает представитель звена (не обязательно звеньевой).
2. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
3. Не повторять одну и ту же мысль несколько раз; можешь высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением звена
4. Ведет "огонек" председатель совета отряда или дежурный командир.
5. Обсуждая прожитый день, проведенное дело, обязательно говорить об отношении ребят к делу и друг к другу. Поощрять взаимопомощь, творчество, доброту. Изживать из жизни кол-лектива равнодушие, грубость, нечестность.

Вот несколько примеров. На совете дружины было решено провести в день встречи с родителями "Русскую ярмарку". Отряд получил задания: оформить свою дачу и подготовить поляну игр и развлечений для ребят и родителей. С увлечением готовились ребята к празднику. И вот подошел к концу этот долгожданный, насыщенный впечатлениями встреч праздничный день. Улеглось праздничное возбуждение, и отряд пришел на свой вечерний сбор, чтобы обсудить итоги того, что было задумано.

Итак, первый вопрос: чем понравился день? Как проявили себя ребята, выполняя порученное дело? Второй: что получилось плохо? Ваши предложения?

<в раздел

дальше>

 
 
Hosted by uCoz