ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Подъем. Зарядка. Завтрак.
Главное - з апомнить: вожатый должен будить детей, а
не наобо р от. Необход и мо встать до п о дъема и
привести себя в порядок. Дети д ол ж ны вас видеть
бодрыми и жизнерадостными с самого утра. Вы не
представляете, насколько настроение детей зависит от
вашего.
Будить детей нужно спокойно и весело. Но шутки типа:
"Рота! По дъем!" - в полный гол о с здесь неуместны.
Потому что дети, конеч н о. посмеются, но если утро
начинается с такой встряски, будьте уве р ены -
нервы через день -два сдадут у многих.
Затем - зарядка. Кт о ее будет проводить, физрук
вашего лагеря, д ежком или вы сами - мы не знаем. Но
если вы решили взять это в с в о и руки,
постарайтесь сделать так, чтобы зарядка стола не
только н абором физических упраж н ений, необходимых
для полного просыпания, но и эмоциональ н о й
пятиминуткой, которая заряжает положи-т ельной
энергией и хор о шим настроением на целый день.
Затем дети захотят у м ы т ься и почистить зубы, это
желание стоит п о ощрить. На уборку палат и
приведение себя в порядок 30-40 минут и м будет
достаточно. Ут р о должно быть организовано, не надо
растя-гивать его до обеда. Пос л е пятиминутной
планерки на отрядном месте , где вы скажете детям
план на сегодняшний день и ответите на все и х в
опросы по этому поводу, мо ж мо позавтракать и
начать день.
Походы в столовую
Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда
вам на- кр оют, и чтобы не есть хо лодную пищу,
опоздав, сделайте вашего д е ж кома связным межд у
вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы -
можно всем отр я дом отправиться в столовую. Во
главе с во ж атым и не бегом (можно каким-нибудь
своим, особенным шагом). О бъясните детям, что ц и
ви лизованные люди, даже если они очень хо т ят
есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных
и стара-ю т ся принимать пищу н е торопясь и с
достоинст в ом. Тогда от нее и п ольза больше, и
удовольствие. Свой стол после еды желательно
оставить в приличном состоянии.Есл и вам понрави тс
я у в хода в столовую хором желать всем ос- т альным
отрядам и др у г другу приятного аппетита, это может
стать вашей отрядной традиц и ей.
Подготовка ко сну. Отбой
Как уже говори л ось выше, все отряд н ые дела нужн
о заканчивать за полчаса до отбоя. Если вы задержите
подготовку ко сну, детям придется бегом умываться,
расстилать кровати, заполнять карточки настроения и
т.д. На все это у них должно быть достаточно
времени. С сигналом на отбой ребята уже лежат в
кроватях, а дежком е ще полчаса находится н а
отрядном месте. Установите в отряде пра в ило, после
отбоя - од и н шепот на палату. Не хочешь спать - не
спи, Но другим не меша й . Конечно, общение после
отбоя детям ничто не заменит. Его стоит разрешить,
но ограничить во времени. И, конечно же, никаких
передвижений.
Если вы - поющий вожатый, можно просто без
объявления ("Дети! Слушайте меня, я буду петь !")
сесть на отрядном месте и петь спокойные песни.
Договор и тесь с детьми, что кто хочет слушать,
тихонько открывает дверь палаты, но слушают молча,
не мешая остальным. Песней можно о мн о гом
поговорить с детьми, а заодно и усыпить их. Режимные
моменты должны быть четкими и организованными, чтобы
не тратить на них лишнее время. Введите в отряде
"закон точного времени " . И усло в ный з нак сбора,
какие-нибудь хлопки в ладоши или кричалки. Например,
вожатому нужно срочно собрать отряд. Он зовет ребят
из ближайш и х палат и они хором начинают считать до
десяти. Остальные уже знают, что за это время каждый
должен успеть выбежать на о трядное место. Если
кто-то о п аздывает, его можно заставить выполнить
какой-нибудь необидный фант. Если ра з бавить игрой
даже самые обыденные моменты, то ребята легко к ним
привыкнут, и у вас не будет сложностей с
организацией отряда.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА
ВТОРОЙ ДЕНЬ
8.00 Подъем. Нужно
проследить за тем, чтобы все дети проснулись и
встали, надели спортивную одежду для выхода на улицу
на зарядку.
8.15 Зарядка. Проводят физруки и вожатые.
8.30 Время Личной Гигиены, операция 'Уют' -
дети заправляют кровати, умываются, убирают комнаты,
готовятся к выходу на завтрак; вожатые и дежкомы
проверяют чистоту в комнатах.
9.00 Завтрак.
9.30 Планерка вожатых. Один вожатый находится
с детьми, заканчивает уборку, проводит УИСО -
утренний информационный сбор, рассказывает план на
день. Второй вожатый приходит на планерку (на
линейку или в 116 кабинет), имея с собой РИБ (ручку
и блокнот) и отрядный план на день. К планерке
подготавливается заявка на спорт, выясняется время
получения спортинвентаря и канцелярии и т.д.
10.00 Начинается утренний санобход.
10.00 Работа по отрядным планам: прогулки,
игры, знакомство с лагерем, спортивные игры,
репетиции к вечернему выступлению. оформление
отрядного места, КТД оргпериода и т.п.
До обеда нужно сдать документацию.
13.30 Обед.
14.00 ТВС (Тихое Время Суток).
15.00 Начинаются репетиции на сцене в ККЗ (по
графику).
16.15 Полдник.
16.30 Игры, прогулки, репетиции на о/м, КТД
оргпериода, у профильных отрядов - занятия.
16.30 Вечерний санобход.
19.00 Ужин.
19.30 Подготовка к дружинному делу.
20.00 'Здравствуй, Зеркальный!'.
21.30 ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).
22.00 Подготовка ко сну.
22.30 Отбой.
Обычно в этот день проходят
Линейка Открытия Смены, первый дружинный сбор
'Здравствуй, лагерь!'. Построение для выхода на
линейку: вдоль главного корпуса со стороны озера, по
нумерации отрядов, друг за другом, в колонну по 4
человека.
Вожатский отряд 'Товарищ' выходит после последнего
отряда: один вожатый выходит с детьми, остальные
вожатые - в колонне вожатского отряда.
Планерка - сразу после линейки остается один вожатый
(сдача и защита плана на смену вожатыми каждого
отряда). Другие уходят с детьми. Далее - по
отрядному плану.
ОТРЯД
ПОДВОДИТ ИТОГИ ДНЯ
За 45 минут до отбоя отряд собирается на своем
отрядном месте. Место сбора отряда... Ребята
договорились и подготовили его в первые дни смены.
Это может быть веранда, беседка, костровая поляна.
Лучше всего, если вечерний сбор отряда ("вечерний
огонек" - так. называют его ребята) будет проходить
у небольшого отрядного костра. Сбор у костра
располагает к задушевной песне, а тихая песня
настраивает на откровенный разговор. Из-за плохой
погоды отряд чаще всего собирался на веранде. В
любом случае ребята рассаживались по звеньям, но ,
таким образом, чтобы, разговаривая, видеть друг
друга (полукругом, в кружок).
Вожатый предложил ребятам следующий порядок
обсуждения. Первый вопрос: Чем понравился день? Что
было хорошо? Кому мы говорим спасибо?
Второй вопрос: Что было плохо? Что испортило
настроение?
Третий вопрос: Что надо учесть на будущее?
Возражений не было, но возник ряд вопросов.
(все или только актив)? Если только актив, то
неинтересно!
Если будет говорить каждый, то просидим до ночи.
А если вообще не будет желающих?
Надо определить регламент выступающих, чтобы долго
не было...
А если не нравится что-то в лагере, говорить можно?
и т. д.
Вожатый внимательно слушает, иногда вставляет
"наводящий" вопрос, уточняет предложения ребят,
делает выводы. В ре-зультате определяются ряд
условий ведения "огонька":
1. Обсуждение итогов дня или дела проводить сначала
в звене (для того, чтобы в обсуждении приняло
участие большинство ребят, чтобы мнение каждого или
почти каждого было выслушано и учтено).
Дать звену не больше 5-ти минут. Мнение звена и
предложения высказывает представитель звена (не
обязательно звеньевой).
2. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
3. Не повторять одну и ту же мысль несколько раз;
можешь высказаться, если твое мнение не совпадает с
мнением звена
4. Ведет "огонек" председатель совета отряда или
дежурный командир.
5. Обсуждая прожитый день, проведенное дело,
обязательно говорить об отношении ребят к делу и
друг к другу. Поощрять взаимопомощь, творчество,
доброту. Изживать из жизни кол-лектива равнодушие,
грубость, нечестность.
Вот несколько примеров. На совете дружины было
решено провести в день встречи с родителями "Русскую
ярмарку". Отряд получил задания: оформить свою дачу
и подготовить поляну игр и развлечений для ребят и
родителей. С увлечением готовились ребята к
празднику. И вот подошел к концу этот долгожданный,
насыщенный впечатлениями встреч праздничный день.
Улеглось праздничное возбуждение, и отряд пришел на
свой вечерний сбор, чтобы обсудить итоги того, что
было задумано.
Итак, первый вопрос: чем понравился день? Как
проявили себя ребята, выполняя порученное дело?
Второй: что получилось плохо? Ваши предложения? |