Игры на
преодоление застенчивости перед взрослыми
глава из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"
На
психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе
с И.Я.Медведевой, побывало много застенчивых детей.
И на каждого ребенка родители заполняли специальную
анкету. Сейчас передо мной лежат две стопки таких
анкет: в первой, довольно объемистой, — анкеты
мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но
с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо
меньше) -«досье» на тех, кто предпочитает
одиночество. Я помню всех этих ребят в лицо, помню
их мам, взаимоотношения в семьях... И вырисовывается
интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на
эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из
первой группы были бы вполне благополучными, если бы
не давление взрослых. И их не пришлось бы потом
водить по врачам и психологам. Во второй же группе
главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его
характере и особенностях психики. И хотя у родителей
объективно больше оснований для недовольства, они,
как правило, стараются проявлять терпимость.
Однако
чрезмерной скованностью в общении со взрослыми
страдают дети из обеих групп.
Увы, «в рамках отдельно взятой семьи» невозможно
достичь эффекта, которого добиваются специалисты на
психотерапевтических занятиях. И ничего тут не
поделаешь. Вы же не можете собрать у себя дома
незнакомых детей с родителями и создать такую
обстановку, в которой все эти люди будут
непринужденно общаться, говорить о сокровенном,
играть и даже дурачиться.
Но вам
доступно иное. Вы как никто другой знаете привычки
своего ребенка, вам известно множество подробностей,
образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы
будете действовать в более естественных условиях,
так что вам будет легче, чем посторонним людям,
выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком
(когда он не устал, не раздражен, хорошо себя
чувствует и т.п.). Так что если влияние хороших
групповых методов психотерапии можно сравнить с
ударной дозой сильнодействующего лекарства (оно
снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать
слишком долго), то эмоционально развивающие игры в
семейной обстановке --это поддерживающая терапия
или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может
быть, не столь быстрым, но зато более стойким.
К играм,
которые описаны в данной части, особенно важно
привлекать других взрослых. В конце концов, во
дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся
люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а
своих чересчур серьезных родственников (в основном,
мужского пола), считающих игру пустой тратой времени
и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда
выступать в роли зрителей. Только благожелательных,
а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит
того, что они такие в повседневной жизни.
1. «САЛОЧКИ» (для детей
4-12 лет)
Сразу оговорюсь, что детям, о которых идет речь,
полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых.
Взрослые только должны следить за тем, чтобы
застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не
оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте
ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное,
не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных
детей, которые все- гда будут опережать вашего
ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.
Разновидностей «салочек» очень много: во-первых,
обычные, во-вторых,.«салки-ножки-на весу», когда
севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, «салки-в-домике»,
когда играющий должен успеть очертить магический
круг, внутри которого он недостижим для водящего,
в-четвертых, «салки-приседалки» - - кто присел, тот
не осаливается. Лучше, естественно, варьировать
игры, чтобы они не приедались.
Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического
контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить
их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не
хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны,
среди застенчивых детей достаточно и таких, которые
жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей.
(Любопытно, что родители, как правило, не торопятся
этого признавать и с жаром доказывают обратное, хотя
их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим,
более «теплым» взрослым и, словно щенята,
подставляют голову под их ладонь, буквально
выпрашивая ласку). Первой категории детей будут
полезны игры «Нарисовать фигуру», «Передай рисунок»,
«Доверяющее падение», «Конспиратор» и «Скульптура»,
а второй... второй самое главное — дарить больше
тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще
вполне можно посадить к себе на колени, слегка
покачать, как маленького (особенно перед сном),
погладить по спине. В более старшем возрасте можно
сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе
почитать или тихонько посекретничать.
Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным,
а дочь будет заласканной неженкой. У каждого
человека своя потребность в ласке, и недодать ее в
детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для
самих же родителей. Подросший сын или дочь будут
искать душевное тепло на стороне и рано или поздно
найдут. Когда человеку что-нибудь очень нужно, он
это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии
вряд ли будет отведено местечко. А им к старости -
так уж устроены люди -непременно захочется от своих
детей не только формальной заботы, но и искреннего
сочувствия. И все того же тепла.
Ну, а если вы
все-таки захотите затронуть тему родительской ласки
и покровительству взрослых в играх, обратитесь к
«Бездомному котенку», «Роботу» и «Ученику
волшебника».
2. « НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ»
(предложена В.Петрусинским, можно приспособить для
детей 6-12 лет)
Играть нужно минимум вчетвером: двое
детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один
взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети
оказались в паре с чужими родителями, но сразу на
столь решительный шаг согласятся далеко не все,
многих придется подводить к этому постепенно,
повторяя игру в течение нескольких недель). Можно,
правда, попробовать ввести условие, что игроки
непременно должны меняться партнерами, но если вы
увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает
сильное напряжение, не настаивайте. Лучше немного
подождать. Когда он «дозреет», он сам с радостью
будет испытывать свои силы.
Правила таковы: партнеры договариваются, что они
будут изображать (естественно, взрослый должен
позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком
сложной и трудно выполнимой), затем один рисует
пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот
изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая
пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не
отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.
3. «ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для
детей 6-12 лет)
Число игроков неограничено. Принцип как в
«испорченном телефоне», только вы не шепчете
какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его
ладошке знак или букву. Он догадывается, что это
такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать
нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми:
круг, треугольник, квадрат, волнистая линия,
примитивная рожица, вопросительный или
восклицательный знаки, елочка и т.п. Получив
сообщение-рисунок, последний в цепочке называет
вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают
его с первоначальным результатом и выясняют, в каком
звене цепи произошло искажение. Задача взрослого
(как, впрочем, и во всех остальных играх) -- создать
веселую, непринужденную атмосферу.
4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ»
(игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)
В игре участвует один взрослый и
несколько детей. Задача - - упасть на руки спиной к
ведущему взрослому. Для повышения интереса можно
несколько усложнить правила. Очко получает только
тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в
коленях и не взмахнув руками. В конце игры все
должны получить поощрительные призы.
5. «КОНСПИРАТОР» (игра,
предложенная В.Петрусинским, рекомендуется для детей
5-10 лет)
Игроки встают в круг, лицом к центру.
Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга.
Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет:
«Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с
головы, узнать всех играющих (они, естественно,
помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга.
Лучший конспиратор --тот, кого узнали последним.
6. «СКУЛЬПТУРА» (А.Б.Домбрович,
для детей 5-7лет)
В игре
должно участвовать как минимум три человека. Двое
договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и
затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно
заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок
должен отгадать, что это за скульптура.
7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для
детей 4-8 лет)
Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности,
которая гораздо более актуальна для застенчивых
детей, чем кажется их родителям, более естественно
проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно
играть и на полу, а мальчиков школьного возраста
скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками
из киндер-сюрпри-зов (котенка, естественно, можно
заменить крокодильчиком, пингвинчиком или
динозавриком -короче, любым симпатичным зверьком из
шоколадного яйца).
В одном доме
жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень
ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но
хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они,
сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам
покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль
Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот
однажды Котенок оказался без крыши над головой...
(Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал --
оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок
захочет, можно придумать и показать приключения
бездомного Котенка, но настаивать на этом не
следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль
отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения
ласковых и заботливых близких). Но потом ему
повстречался... (пусть ребенок сам придумает
персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор
жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и
покажите во всех подробностях, как о нем заботился
хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется
скучной, но для одинокого ребенка именно в этих
сентиментальных подробностях заключен подчас самый
главный, самый сокровенный смысл).
8. «РОБОТ» (для детей 5-9
лет)
Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди,
но если ваш ребенок непременно захочет играть с
полюбившимся ему мишкой или поросенком, не
противьтесь. И «не переходите на личности», т.е. не
надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже
если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво.
Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно.
Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга,
и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы
еще больше завуалировать основную цель игры, можно
вплести сюжет в привычные игры ребенка с
конструктором, машинками, куклой Барби и проч.
(соответственно, видоизменив героев и некоторые
обстоятельства действия; в конце концов, маленький
автомобильчик —тоже персонаж, ничуть не хуже мишки
или поросенка!).
Герой (дайте
ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть
ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены
этого семейства вечно куда-то торопились и
опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт!
«Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама
героя. - Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в
ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение
членов вашей собственной семьи, когда они спешат и
нервничают. В этой игре, как и в предыдущей,
обязательно надо будет потом поменяться с ребенком
ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет
изображать вас не совсем такой, какой вы себя
представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала
вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на
руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером,
когда она забирала его из садика, у нее всегда было
много домашних дел и она опять торопилась их
выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало
чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно,
такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь,
хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или
чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени,
чем раньше, но при этом находила возможность
поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть
ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды
ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести
это как колдовство волшебницы, а мальчикам — как
потрясающее изобретение самого героя). На месте
нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с
виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не
заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с
ребенком приключения героя - - их можно растянуть на
несколько «сеансов» игры - но все-таки выведите его
в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он
вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то
счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не
в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь
желательно разыграть несколько забавных сценок:
например, мама дарит роботу подарки, а он приводит
ее в замешательство заявлением, что игра -это
бессмысленная трата времени и денег; у мамы
начинается простуда, а робот вместо того, чтобы
пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно
перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама
купила сыну билет на прекрасный фильм (который
обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а
робот, которому искусство не интересно, недоумевает,
что же в фильме хорошего.
Когда герой возвращается домой, все недоразумения
выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как
же им все-таки жить дальше... (Эту
стратегию нужно, естественно, выработать совместными
усилиями. И не только выразить словами, но и
опробовать в сценках).
|