2. Определение направления звуков
• Поиски часов.
• Аленушка и Иванушка.
• Кошки-мышки по звуку.
• Предательская мелодия.
Водящий выходит из комнаты. Остальные прячут предмет.
Водящий должен найти его, прислушиваясь к мелодии
песенки, которую все напевают. Чем громче звучит
мелодия, тем ближе ищущий и спрятанной вещи.
• Куда упал ключ? Ведущий
бросает ключ. Игроки с завязанными глазами должны
сделать нужное, по их мнению, количество шагов в сторону
упавшего ключа. Кто ближе к ключу, тот выиграл.
• Свисток. У игроков
завязаны глаза. Ведущий отходит на несколько шагов в
сторону и, стоя на месте, начинает свистеть. Игроки ищут
его по звуку. Как только игрок дотрагивается до
ведущего, тот 3 раза хлопает его по плечу, давая сигнал
снять повязку и отойти в сторону.
3. Развитие бдительности
• Напряжение слуха.
(Соблюдать тишину и стараться услышать разные звуки.)
• Прошептанные приказы.
Игроки стоят в шеренге на расстоянии 0.5-1м друг от
друга и одновременно выполняют приказы, которые рук
отдает шепотом.
• Без скрипа. В комнате
лежит больной. Надо зайти в комнату (открыть дверь,
взять заданный предмет из комнаты), не потревожив его
сон. Больной, услышав шаги или скрип, громко стонет.
• Бегство из ловушки.
Неприятель поймал пленных и посадил их в тюрьму.
Надзиратель по рассеянности забыл закрыть двери и пошел
в соседнюю комнату посмотреть, что происходит на улице.
Надо тихо пройти через комнату сторожа (чтобы он не
услышал), тогда ты спасен.
• Пленник индейцев.
Посредине луга стоит связанный “белый” - пленник
Команчей. Индейцы охраняют его - стоят вокруг него
кругом. Темная ночь (сторожам завязали глаза). Белые
должны спасти своего товарища - поодиночке пробираться в
лагерь и вывести его. Тишина. Белый, до которого
дотронется индеец, должен остановиться и не двигаться с
места до конца игры. Белые выигрывают, если пленный
спасен.
• Идти с закрытыми глазами
по звуку за человеком.
4. Развитие способности запомнить слова и звуки по слуху
• Повтори цифры в том же
порядке. (5-10 цифр)
• Передача сообщений и
приказов из 10-15 слов по цепочке. Кто ошибся?
• Лавочник. Покупатели
заказывают по очереди товары (0.5 кг сахара,...),
лавочник выслушивает всех и вручает названные товары
покупателям, приговаривая: “Вот ваши 0.5 кг сахара...”.
• Угадай мелодию.
Обоняние:
1. Определение запахов
• Нюхач. В емкостях
находятся вещества с характерным запахом (нашатырный
спирт, бензин, спирт, валерьянка, уксус и пр.). Игроки
знакомятся с запахами, а потом с закрытыми глазами,
определяют, что это за вещество.
• Повар. Назвать по запаху
продукты: лук, перец, чеснок, петрушка, корица...
• Цветочница
• Парфюмер и пр.
2. Определение источника запахов
• Найти предмет по запаху
(духи, надушенный носовой платок...). Предмет должен
быть незаметен для глаза, ничто не должно препятствовать
распространению запаха. Искать можно с открытыми и
закрытыми глазами.
• След по запаху.
Разбойники украли в п.А определенный предмет и спрятали
его в п.В, но остался запах. Найти предмет.
• Какая шишка прокопчена
дымом? (1 из 20 шишек несколько минут держится над
костром.) Какая?
• Кто был у парикмахера?
Одного из игроков брызгают одеколоном. Водящий должен
определить, кого?
3. Развитие способности запоминать запахи
Осязание:
1. Ознакомление с предметами
• Что это за предмет?
Игроки знакомятся с предметами, лежащими на столе (они
похожи по форме). После этого они становятся в шеренгу и
закладывают руки за спину. Рук вкладывает каждому в руку
по предмету, игрок должен опознать на ощупь, что у него
за предмет.
• Кто это? (Водяной) Узнать
человека с закрытыми глазами.
• Ознакомление с монетами.
Игроку дается мешочек с монетами различного достоинства.
Он должен на ощупь вынуть ту монету, которую указал
ведущий.
• Ознакомление с руками.
Попробуйте узнать человека по рукам.
• Пульс. Уметь находить и
считать у себя и у других.
• Ознакомление с тканями.
Узнать на ощупь, какую ткань дали тебе в руки.
2. Подбор предметов по виду и размерам
• Подбор по величине.
(Разложить на столе предметы по их величине - от малого
до большого с закрытыми глазами.)
• Подбор по тяжести.
(Разложить предметы по тяжести.)
• Сортировка зерен по форме
- грох и фасоль.
• Соревнование между
кассирами. (Посчитать на ощупь, сколько денег в
мешочке.)
3. Развитие наблюдательности с помощью осязания
• Идти по следу на ощупь.
Зулусы - южно-африканское племя. Они славятся как
прекрасные проводники, поскольку не сбиваются с дороги
даже в полной темноте. Они находили путь при помощи
подошв... Все зулусы ходили босиком и могли различать
подошвами следы на дороге, в том числе и дорожную колею.
Кто пройдет по дороге большее расстояние (или 100 м) и
не собьется? А по тропинке?
• Рог изобилия. У каждой
команды - мешочек с одинаковым набором предметов. Игроки
должны по очереди доставать из мешка названный ведущим
предмет и передавать соседу.
• Темно. Выполнять в
знакомом помещении просьбы ведущего (принести книгу и
пр.).
Часть 2. Общая ориентация
Умственное развитие:
1. Упражнения для развития сообразительности и смекалки
• Загадки и ребусы.
• Нарисованные загадки
(Кубики Неккера).
• Мимические загадки
(Шарады). Команды по очереди представляют коротенькие
сценки (охота, умывание...). Остальные должны
отгадывать.
• Бессмысленные фразы.
(Найти логическую ошибку в высказывании.)
• Ошибка в рисунке. (Найти
несоответствия: дерево и дым из трубы направлены в
разные стороны.)
• Кто составит больше слов
из заданного слова?
|