.:: Методический материал ::.


по материалам сайта www.liderhelp.narod.ru

     СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ
Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе
 


Вологодская область, поселок городского типа Шексна. Здесь в 1974 году была открыта Шекснинская спецшкола для несовершеннолетних правонарушителей (см. «Школьный психолог», № 40, 2000 г.). Много воды утекло с того времени. Теперь школа находится в состоянии перехода от одной идеологии к другой. От идеологии исправления — к философии развития. Процесс этот непрост для коллектива, но его необходимость ощущается давно всеми его членами.
Институт сказкотерапии уже четыре года сотрудничает с Шекснинской спецшколой. В последний год мы получили поддержку по программе «Право» Института «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса). Это позволило нам развернуть крупномасштабные мероприятия по внедрению философии развития в жизнь.
Основной метод, который изучали, а потом и использовали сотрудники школы, — сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю, но имя свое получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не противоречат мировоззрению психоаналитика, «гештальтиста», «энэлписта» или поклонника адлерианской индивидуальной терапии. Сам процесс изучения сказкотерапии стал для многих сотрудников школы психотерапевтическим.
Казалось бы, что может дать сказка озлобленным ребятам, изломанным жизнью, видевшим нечто, чего многие взрослые, слава Богу, не видели? Оказалось, что сказка может помочь в процессе формирования самого главного — ценностной структуры личности.
Мы не сомневаемся в том, что сказки содержат многовековой жизненный опыт. Ведь в сказках зашифрованы всевозможные ситуации, которые могут произойти в реальной жизни. Таким образом, в бессознательном формируется запас «жизненной прочности» или своеобразная «картотека жизненных ситуаций».
Это справедливо для тех благополучных детей, которым в детстве читали сказки. А что же, у ребят с негативным социальным опытом, которым в детстве сказки не читались, этого запаса «жизненной прочности» недостаточно? Наш опыт показал, что это так. Недостаток опыта коллективного бессознательного по разрешению жизненных трудностей вкупе с другими причинами приводит к ощущению социального бессилия. Оно проявляется у ребят пониженным тонусом, мыслями о собственной бесполезности, неверием в свои силы и успешное будущее. Отсюда и негативное поведение.
В свою очередь, дурное поведение отталкивает от ребят тех, кто желал бы им помочь, — воспитателей, педагогов, социальных работников. Образуется порочный круг.
Разорвать его нам помогли сказки и сказочные игры. В процессе работы выстроилась некая последовательность сказкотерапии с подростками, имеющими негативный социальный опыт (так мы теперь называем несовершеннолетних правонарушителей).
Итак, наша первая задача — снизить уровень психоэмоционального напряжения подростков. Важно понимать, что ребята уже привыкли находиться в состоянии напряжения. Они бессознательно ищут способы разрядки. Однако им знакомы только деструктивные пути: токсикомания, наркотики, громкая музыка и пр. Наша роль в том, чтобы показать конструктивные, альтернативные способы расслабления.
Вторая задача — привнести сначала в бессознательное подростка, а потом и в его сознание положительные образы — от картин природы до взаимоотношений между людьми. С одной стороны, эти образы гармонизируют сознание подростка, с другой — задают ценностные ориентиры.
Первая и вторая задачи легко объединяются, если воспользоваться медитативными сказками.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Поскольку главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми, то их отличительная особенность — это отсутствие конфликтов и злых героев.
В системе сказкотерапии мы выделяем три вида медитативных сказок.
Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
Характер этих сказок — путешествие. Сама сказка похожа на чукотскую песню: «Что вижу, о том и пою».
Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили ясность и гармония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создавать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).
Медитативные сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений: между родителями и детьми, человеком и окружающим миром, учеником и учителем, учеником и учебными предметами, мужчиной и женщиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам, имеющим негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий энергетический фундамент личности, компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в настоящем, но это не означает, что их вообще не существует. Знание о том, что так может быть, дает ребенку веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.
Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, на раскрытие философии взаимоотношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое предназначение, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, — психологи и психотерапевты потеряли бы работу. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классификации и появился этот вид медитативных сказок.
Данный вид сказок адресован идеальному «Я» человека. Они отражают светлую сторону происходящих событий.
Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие чувства мог бы он испытывать.
Начинать работу с подростками можно, например, со «Сказки о Волшебнике» (см. рядом). Эта медитативная сказка обращена к личностному ресурсу подростка. К тому энергетическому потенциалу, о котором он, быть может, ранее не знал. Постепенно на смену ощущению социального бессилия к подростку приходит уверенность: «Я могу!»
Курс медитативных сказок может продолжаться на протяжении 12-ти и более занятий. Можно использовать все три вида медитативных сказок, помня: одно занятие — одна сказка. После прослушивания сказки в состоянии релаксации можно обсудить с ребятами их чувства, нарисовать сказочные образы, поговорить о личностном ресурсе — творце внутри нас.
Наша третья задача — навести порядок в эмоционально-волевой сфере, включив естественные механизмы саморегуляции. И вновь на помощь приходит сказка. Для ребят мы специально разработали программу «Волшебная страна внутри нас» (См. «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2000).
Наш внутренний мир предстает в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, желания, мысли, намерения. Мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество королевского слуги — чувство меры. Образ меры — образ баланса во внутреннем мире.
Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна с Королем и слугами. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или в изгнании. Так, например, бывает, когда власть завоевывают слуги по имени Обида, Злость и Страх (см. на соседней странице).
Эта история, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, помогает ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и увидеть свои сильные и слабые стороны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанника: кто правит в твоей стране, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить порядок вещей?
Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делается»... Для того чтобы внутренний Король подростка вырос, требуется огромное терпение и время. Но путь теперь освещен.
Четвертая задача — научить подростка позитивному взаимодействию с людьми. Пятая задача — обучить его конструктивному социальному моделированию. О решении этих задач пойдет речь в следующих статьях.

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
доктор психологических наук,
директор Института сказкотерапии,
г. Санкт-Петербург


СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ
А сейчас займите удобную для вас позу, закройте глаза. Мы сделаем глубокий вдох и выдох. Теперь мы можем перенестись в другой мир — мир удивительной сказочной страны — и послушать одну из ее историй.
Давным-давно это было. Жил на свете удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корнями растений. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.
Как-то раз Волшебник сказал людям:
— Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.
— Зачем же ты оставляешь нас, — грустно сказали люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости.
— Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля — ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны — то быстро, то не торопясь. И главное, каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.
— Удивительное и Волшебное растет внутри нас, — с восторгом сказали они Волшебнику.
— Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, — улыбнулся Волшебник. — Ведь Волшебство — это умение слышать и чувствовать ритм природы и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой ритм и разбудить творца, живущего внутри каждого, — и тогда начнется волшебство.
— А как мы будем им пользоваться? — спросили люди.
— Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, — ответил Волшебник, — и постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.
Можно научиться слышать внутренний ритм другого человека, находить соответствие со своим ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.
Можно научиться видеть в каждом событии урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность...


по материалам сайта www.liderhelp.narod.ru  
<в раздел

продолжение>

 
 
Hosted by uCoz