Диффузная
структура детской организации
Необходимость возрождения детских организаций сегодня, когда всеми
признана необходимость возрождения детских
общественных неполитических организаций, особым
образом встает вопрос, каким быть этим организациям
и как им функционировать.
Оставляя за скобками общие вопросы целеполагания, педагогических
установок и методик, направленных на организацию
взаимодействия учащихся в разновозрастных группах
перед педагогами встает вопрос, ранее не
проработанный вовсе, о статусе личности с точки
зрения карьерного роста.
Принято считать, что вхождение в поле карьерного роста происходит
после завершения полного среднего образования,
однако при несформированности мотивов и неадекватной
самооценке люди часто испытывают психологические
напряжения именно в области несоответствия карьерных
притязаний и реальных возможностей.
Однако в условиях классно-урочной системы реализация задачи
становления личности в данном аспекте невыполнимы.
Ее решение возможно только в ситуации
функционирования детской общественной организации.
Для решения поставленной задачи предлагается
диффузная структура детской организации .
Организация с диффузной структурой. Ее отличие от
организаций с иерархической и демократической
структурами
Как и любой другой тип организации, организация диффузного типа
подразумевает наличие четкой структуры, то есть
деление на функциональные единицы, описание
взаимосвязей и функционала данных единиц.
Однако отличительной особенностью этой структуры является
отсутствие иерархии структурных единиц. Поэтому
процессы управления, и в том числе самоуправлении,
для организаций такого рода весьма сложны.
Основным механизмом управления здесь являются четко
расписанные функционалы и статусы структурных единиц
организации (объединений). Различие функционалов и
статусов объединений позволяет не только
предоставить ребенку широкий спектр самореализации,
но и удовлетворить его потребность в карьерном
росте. Причем переход из одного объединения в другое
должен быть явно возможным для достижения ребенком.
Ребенок в диффузной структуре
В организациях с иерархической или демократическо-иерархической
структурой карьерный рост ребенка происходит при
переходе его из структуры одного статуса в структуру
другого, более высокого статуса, то есть движение
ребенка внутри организации разбито на
последовательные этапы.
В случае же диффузной структуры ребенок имеет
возможность попасть в любую из структур организации.
Однако подобный подход может повлечь за собой ряд
негативных последствий. Так при последовательном
движении ребенка по иерархической лестнице внутри
организации он, во-первых, приобретает ряд навыков,
необходимых для работы в структуре более высокого
ранга, и, во-вторых, проходит выборный фильтр или
тест-экзамен на готовность работать в структуре
более высокого ранга. Таким образом, ребенок
постепенно готовится к более сложной и ответственной
работе. А в организациях диффузного типа постепенной
подготовки не происходит. Однако этот недостаток
может быть скомпенсирован таким функционалом
структур, который позволил бы ребенку работать сразу
в нескольких объединения разного статуса, чего нет в
организациях недиффузного типа.
Не сложно увидеть, что при подобном движении ребенок получает более
широкий спектр возможностей самореализации, а также
возможность выбирать объединение (или несколько
объединений) по своей собственной мере
ответственности и трудоемкости, без ущерба
самолюбию.
Помимо этого, у детей быстрее смещается акцент восприятия
успешности человека. Ребенок начинает ценить другого
не потому, какую должность тот занимает, а по той
деятельности, которой он занимается. Это важно, так
как часто принято считать карьерой получение
дополнительных властных полномочий, а не возложение
на себя дополнительных обязанностей.
Диффузный тип структуры организации решает еще одну очень важную
задачу. В чистых демократических структурах система
карьерного роста либо отсутствует вовсе, либо имеет
всего одну ступень, что приводит к потере желания
реализации карьерного роста ребенка. В иерархических
структурах получение нового статуса означает
получение нового функционала, что приводит к
неполной самореализации ребенка в случае, если тот
по тем или иным причинам еще не реализовался на
предыдущем этапе. Напротив, в случае полной
самореализации на этапе, если ребенок не может
пройти выборного или тестового фильтра, ему
становится неинтересной деятельность организации
вообще . Получаются так называемые "выпавшие"
ребята. Они либо прекращают свое членство в
организации, либо остаются в ней , но не
развиваются.
Переход с одного этапа в другой очень часто связан с возрастом. То,
что интересно и по силам ребятам доподросткового
возраста, уже слишком просто для подростков. И
работа педагогов с отдельными объединениями, как
правило, учитывает эти возрастные особенности. А что
же делать, если ребенок вырос из объединения своего
возраста, но еще не достиг необходимых показателей
для следующего? Ему, наверное, останется только уйти
из организации. А те, которые по каким-либо причинам
приходят в организацию уже в подростковом возрасте,
скорее всего сами не захотят вступать в нее. Выход в
том, чтобы убрать связь статуса объединения с
возрастом, но тогда иерархическая организация имеет
шанс превратиться из разновозрастной в
одновозрастную и прекратить свое существование
вместе с ее последними выпускниками.
Так как в диффузной организации карьерный рост ребенка реализуется
посредством перехода из одного объединения в другое
и за счет количества объединений, то проблема
"выпавших" детей перед ней просто не стоит. К тому
же приходить в организацию возможно в любом
возрасте: для всех возрастов есть объединения
подстать силам и ответственности. И это необходимо
заложить в структуру организации.
Организация с диффузной структурой получила свое название именно
благодаря своему принципу открытости: ребенок может
прийти в любом возрасте в любое объединение - он сам
выбирает себе степень нагрузки и ответственности.
Помимо всего прочего, возможно членство в
организации даже в том случае, если ребенок не
состоит ни в одном объединении. Достаточно того, что
человек участвует в деятельности организации.
Организация как бы не имеет четких границ. Благодаря
этому, организация подобного типа достаточно успешно
функционирует в школах - она, образно выражаясь,
растворяется в школьной структуре воспитания, и не
воспринимается как нечто чужеродное.
Педагог в диффузной структуре
Основной недостаток такой организации - в необходимости наличия
педагогов, осуществляющих взаимосвязь между
различными объединениями. (Назовем их центрами
кристаллизации). Основная проблема в том, что для
качественной работы таким центром, с одной стороны,
необходимо иметь достаточно высокий уровень
педагогической квалификации и, с другой стороны,
необходимо проработать в организации, некоторое
время, не являясь им. Первое обуславливается тем,
что в отсутствие иерархической структуры педагог не
имеет никаких инструментов воздействия , кроме
создания мотивации посредством педагогической
ситуации со свободным выбором ребенка. Второе - тем,
что для осуществления взаимосвязи между
объединениями необходимо хорошо знать ребят и быть с
ними в доверительных отношениях.
Работа таких педагогов достаточно тяжела как в физическом, так и в
эмоциональном плане, поэтому заниматься этой работой
можно не слишком продолжительное количество времени.
При условии свободы выбора уровня нагрузки и
ответственности, вероятность выбора работы в
должности "центра кристаллизации" существенно
снижается.
В силу вышеизложенных причин создается достаточно противоречивая
ситуация: педагог, являющийся "центром
кристаллизации" не может прийти совсем со стороны. А
вероятность того, что таковой вырастет из ребят
достаточно низкая, "износ" педагогов достаточно
высокий. А в ситуации отсутствия педагогов, берущих
на себя роль "центров кристаллизации" организация
рано или поздно прекращает свое существование и
превращается в набор клубов по интересам. Клубы же
тоже в скором времени прекращают свое существование,
так как количество педагогов, необходимых для работы
в организации, существенно меньше, чем объединений.
Таким образом, использование структур диффузного
типа дает возможность более объемного
педагогического воздействия.
Печатается по материалам
семинара
Министерства образования, февраль, 1999
Виталий Лебедев.
|