.:: Методический материал ::.


по материалам с сайта www.liderhelp.narod.ru

Диффузная структура детской организации


   Необходимость возрождения детских организаций сегодня, когда всеми признана необходимость возрождения детских общественных неполитических организаций, особым образом встает вопрос, каким быть этим организациям и как им функционировать.

   Оставляя за скобками общие вопросы целеполагания, педагогических установок и методик, направленных на организацию взаимодействия учащихся в разновозрастных группах перед педагогами встает вопрос, ранее не проработанный вовсе, о статусе личности с точки зрения карьерного роста.

   Принято считать, что вхождение в поле карьерного роста происходит после завершения полного среднего образования, однако при несформированности мотивов и неадекватной самооценке люди часто испытывают психологические напряжения именно в области несоответствия карьерных притязаний и реальных возможностей.

   Однако в условиях классно-урочной системы реализация задачи становления личности в данном аспекте невыполнимы. Ее решение возможно только в ситуации функционирования детской общественной организации.
Для решения поставленной задачи предлагается диффузная структура детской организации .
Организация с диффузной структурой. Ее отличие от организаций с иерархической и демократической структурами

   Как и любой другой тип организации, организация диффузного типа подразумевает наличие четкой структуры, то есть деление на функциональные единицы, описание взаимосвязей и функционала данных единиц.

   Однако отличительной особенностью этой структуры является отсутствие иерархии структурных единиц. Поэтому процессы управления, и в том числе самоуправлении, для организаций такого рода весьма сложны.
Основным механизмом управления здесь являются четко расписанные функционалы и статусы структурных единиц организации (объединений). Различие функционалов и статусов объединений позволяет не только предоставить ребенку широкий спектр самореализации, но и удовлетворить его потребность в карьерном росте. Причем переход из одного объединения в другое должен быть явно возможным для достижения ребенком.
Ребенок в диффузной структуре

  В организациях с иерархической или демократическо-иерархической структурой карьерный рост ребенка происходит при переходе его из структуры одного статуса в структуру другого, более высокого статуса, то есть движение ребенка внутри организации разбито на последовательные этапы.
В случае же диффузной структуры ребенок имеет возможность попасть в любую из структур организации. Однако подобный подход может повлечь за собой ряд негативных последствий. Так при последовательном движении ребенка по иерархической лестнице внутри организации он, во-первых, приобретает ряд навыков, необходимых для работы в структуре более высокого ранга, и, во-вторых, проходит выборный фильтр или тест-экзамен на готовность работать в структуре более высокого ранга. Таким образом, ребенок постепенно готовится к более сложной и ответственной работе. А в организациях диффузного типа постепенной подготовки не происходит. Однако этот недостаток может быть скомпенсирован таким функционалом структур, который позволил бы ребенку работать сразу в нескольких объединения разного статуса, чего нет в организациях недиффузного типа.

   Не сложно увидеть, что при подобном движении ребенок получает более широкий спектр возможностей самореализации, а также возможность выбирать объединение (или несколько объединений) по своей собственной мере ответственности и трудоемкости, без ущерба самолюбию.

   Помимо этого, у детей быстрее смещается акцент восприятия успешности человека. Ребенок начинает ценить другого не потому, какую должность тот занимает, а по той деятельности, которой он занимается. Это важно, так как часто принято считать карьерой получение дополнительных властных полномочий, а не возложение на себя дополнительных обязанностей.

   Диффузный тип структуры организации решает еще одну очень важную задачу. В чистых демократических структурах система карьерного роста либо отсутствует вовсе, либо имеет всего одну ступень, что приводит к потере желания реализации карьерного роста ребенка. В иерархических структурах получение нового статуса означает получение нового функционала, что приводит к неполной самореализации ребенка в случае, если тот по тем или иным причинам еще не реализовался на предыдущем этапе. Напротив, в случае полной самореализации на этапе, если ребенок не может пройти выборного или тестового фильтра, ему становится неинтересной деятельность организации вообще . Получаются так называемые "выпавшие" ребята. Они либо прекращают свое членство в организации, либо остаются в ней , но не развиваются.

   Переход с одного этапа в другой очень часто связан с возрастом. То, что интересно и по силам ребятам доподросткового возраста, уже слишком просто для подростков. И работа педагогов с отдельными объединениями, как правило, учитывает эти возрастные особенности. А что же делать, если ребенок вырос из объединения своего возраста, но еще не достиг необходимых показателей для следующего? Ему, наверное, останется только уйти из организации. А те, которые по каким-либо причинам приходят в организацию уже в подростковом возрасте, скорее всего сами не захотят вступать в нее. Выход в том, чтобы убрать связь статуса объединения с возрастом, но тогда иерархическая организация имеет шанс превратиться из разновозрастной в одновозрастную и прекратить свое существование вместе с ее последними выпускниками.

   Так как в диффузной организации карьерный рост ребенка реализуется посредством перехода из одного объединения в другое и за счет количества объединений, то проблема "выпавших" детей перед ней просто не стоит. К тому же приходить в организацию возможно в любом возрасте: для всех возрастов есть объединения подстать силам и ответственности. И это необходимо заложить в структуру организации.

   Организация с диффузной структурой получила свое название именно благодаря своему принципу открытости: ребенок может прийти в любом возрасте в любое объединение - он сам выбирает себе степень нагрузки и ответственности. Помимо всего прочего, возможно членство в организации даже в том случае, если ребенок не состоит ни в одном объединении. Достаточно того, что человек участвует в деятельности организации. Организация как бы не имеет четких границ. Благодаря этому, организация подобного типа достаточно успешно функционирует в школах - она, образно выражаясь, растворяется в школьной структуре воспитания, и не воспринимается как нечто чужеродное.
Педагог в диффузной структуре

   Основной недостаток такой организации - в необходимости наличия педагогов, осуществляющих взаимосвязь между различными объединениями. (Назовем их центрами кристаллизации). Основная проблема в том, что для качественной работы таким центром, с одной стороны, необходимо иметь достаточно высокий уровень педагогической квалификации и, с другой стороны, необходимо проработать в организации, некоторое время, не являясь им. Первое обуславливается тем, что в отсутствие иерархической структуры педагог не имеет никаких инструментов воздействия , кроме создания мотивации посредством педагогической ситуации со свободным выбором ребенка. Второе - тем, что для осуществления взаимосвязи между объединениями необходимо хорошо знать ребят и быть с ними в доверительных отношениях.

   Работа таких педагогов достаточно тяжела как в физическом, так и в эмоциональном плане, поэтому заниматься этой работой можно не слишком продолжительное количество времени. При условии свободы выбора уровня нагрузки и ответственности, вероятность выбора работы в должности "центра кристаллизации" существенно снижается.

   В силу вышеизложенных причин создается достаточно противоречивая ситуация: педагог, являющийся "центром кристаллизации" не может прийти совсем со стороны. А вероятность того, что таковой вырастет из ребят достаточно низкая, "износ" педагогов достаточно высокий. А в ситуации отсутствия педагогов, берущих на себя роль "центров кристаллизации" организация рано или поздно прекращает свое существование и превращается в набор клубов по интересам. Клубы же тоже в скором времени прекращают свое существование, так как количество педагогов, необходимых для работы в организации, существенно меньше, чем объединений.
Таким образом, использование структур диффузного типа дает возможность более объемного педагогического воздействия.


Печатается по материалам семинара
Министерства образования, февраль, 1999
Виталий Лебедев.


по материалам с сайта www.liderhelp.narod.ru  
<в раздел  
 
 
Hosted by uCoz