.:: Детские лагеря России ::.


по материалам сайта www.samgrad.h12.ru
продолжение - Думы о жизни, на ночном кладбище!

Как правило, в ответ звучит далеко не уверенное «Не-е-ет!!!»
«Тогда слушайте. Если хотите, чтобы мёртвые на вас не обиделись, строго выполняйте всё, что я вам скажу!
Во-первых, становимся в колонну по два: мальчик с девочкой (это нужно для того, чтобы мальчики поддерживали девочек, когда им будет страшно)
Во-вторых, поскольку в лагере уже отбой, идем по территории как партизаны: тихими тенями. Всякий кто нарушит это условие даже совсем незначительно, тотчас будет возвращён в корпус. Ведь остальные дети не виноваты в том, что вам в голову приходят после отбоя сумасшедшие идеи…
В-третьих, когда будем идти по деревне в сторону кладбища, вести себя нужно даже ещё тише, чем в лагере, дабы местные не приняли нас за сумасшедших… Нарушители так же будут выбраковываться несчадно!
В четвёртых, как только мы подойдем к воротам кладбища, все молча по сигналу моей руки, останавливаются и прежде чем их открыть, защищают себя крестным знамением… Вот так! (показываю всем как это делается) Это делается три раза и после каждого поклон.
В четвертых, на самом кладбище, все даже идти стараются как мышки, дабы не нарушать покоя мертвых. И идут все строго за мной.
После такого мощного воздействия на самодисциплину и мужество ребят,- задаётся вопрос: « Ни кто не передумал пока ещё не поздно?»
Редко кто из детей отказывается от этой затеи, даже если раньше им уже приходилось бывать на подобных прогулках.
Как правило, они с честью выдерживают это суровое испытание, И ведут себя достойно независимо от того, как воспитаны и какой они веры. А цель? Она становится ясной только тогда, когда мы все оказываемся на кладбище и подходим к одной из могил.
Я тихонько приглашаю всех встать полукругом, включаю фонарик и направляю его на фото двух похороненных в этой могиле.
«Это супруги Чепенко, те самые, что рассказали мне когда-то историю о Марьяне. Это были одинокие люди. У них не было детей» - Именно об этом я и начинаю свой рассказ. - «Это были очень хорошие добрые люди, их уважали и любили многие из нашей округи. Дядя Лёша был пасечник, настоящий профессор своего дела. С каким знанием дела, с какой любовью он рассказывал о пчёлах, об «устройстве их государства». Он знал своё дело, в совершенстве, к нему приезжали на консультации не только со всей нашей области, но и с других районов России. Это был исключительно честный и порядочный человек.
Настоящий сельский интеллигент, обладающий удивительным чувством такта и исконной, какой то глубинно народной мудростью. Каждое слово этого человека было очень весомо, и ценилось буквально на вес золота. Он всю жизнь и всегда кому - то помогал, причем абсолютно бескорыстно.
Они с тётей Ниной были великие труженики, не смотря на то, что им самим было, не так уж и много нужно. Они держали корову, свиней, кур, гусей, много пчел, имели свой огород и сад. Зачем им это? Пожилым и скромным в потреблении людям? Да затем что бы практически всё, что они зарабатывали тяжёлым трудом, можно было отдать нуждающимся. Он флягами отдавал мёд, целыми мешками картошку и прочее, совершенно чужим людям. И делал это не напоказ, а просто потому, что они в этом нуждались. Мы с дружили с ними, я помню как один раз зимой в лютый холод , я у видел у своего дома в 120 км. от Лисичкино маленький колёсный тракторишко, в не отапливаемой кабине, которого, сидел уже довольно больной в то время, дядя Лёша. А в кузове трактора стояла большая фляга с мёдом и укутанные ватными одеялами 2 мешка картошки. И всё это дядя Лёша привёз в Саратов только потому, что кто-то сказал ему о беде постигшей его дальних родственников, живущих, где то на Ипподромной. Он никогда даже не видел их, и адреса тоже не знал.
Он ехал 6 часов с черепашьей скоростью, что бы разыскать их и помочь.
Вряд ли на Земле найдется хоть один абсолютно безгрешный человек. Но на то мы и люди что бы стремиться к совершенству.
Наверное, и дядя Лёша не был безгрешен, но количество добра сделанного им для людей наверняка многократно превышало зло, сделанное, когда-то по ошибке или нечаянно.
Дядя Лёша и тётя Нина погибли страшной смертью. Они заживо сгорели в собственном доме. И, наверное, своей мученической смертью в искупительном огне совершенно очистились от грехов.
Сгорело всё, что они наживали тяжким трудом в течении многих лет, доказывая тем самым, что материальное не вечно. Но осталось главное. Осталась добрая память о них. И можно сказать, что прожили они свою жизнь не напрасно.
Так давайте просто помолчим минуту в память об этих святых людях.
А теперь тихонько походите к могиле, что стоит рядом»!
И снова фонарик высвечивает лицо усопшего...
«Это Прянин Юрий. Ребята посмотрите внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке, просто глядя на его лицо?»
Ребята начинают тихо и сдержанно строить догадки о покойном в ключе моего предыдущего рассказа: «Хороший, добрый, отзывчивый и т. п.»
«Наверное, вы правы ребята! Он не был плохим человеком и воспитывал добро и терпимость в людях уже, самим своим существованием на этой Земле. Хотя лично делать добро ему вряд ли приходилось, просто потому, что он не мог отличить добро от зла.. Это был местный Юродивый. Если вы помните, на Руси издревле уважительно относились к юродивым, их звали «Убогими», что означало буквально: «Под защитой у бога» И что бы они ни делали, что бы ни говорили, смеяться над этим считалось тяжким грехом.
Глядя на этих блаженных, люди учились терпимости, признавали их законное право на существование, мирились с ними и помогали им, чем могли. Вот и Юра, живя в этой деревне, тем не менее, не был посмешищем для людей, предметом для издевательств и шуток, как это бывает иногда в вашем кругу, стоит вам только заметить, что человек отличается ото всех. Вместо того, чтобы постараться понять такого человека, а иногда и простить его, вы начинаете над ним издеваться и высмеивать. Юра просто прожил свою жизнь, возможно, так ни разу и не сделав сознательно ни одного доброго поступка.. Но ведь для чего-то он был послан Богом в этот мир? А не для того ли что бы учить нас, окружающих его, человеколюбию и доброте?
Как вы знаете в Москве на Красной площади, стоит величайшее творение рук человеческих, «Храм Василия Блаженного» и назван он и построен в честь древнего Юродивого Василия, устами которого как считали люди, « Глаголет истина» Он всегда и везде говорил только правду, не боясь за свою судьбу. Сказал он правду и жестокому царю Иоанну Грозному, о том что «руки у него по локоть в крови и плачет над его головой ангел-хранитель от безысходности, ибо искупить грехи царя нет никакой надежды».
И царь, убивший даже собственного сына, не посмел обидеть убогого.
Вот и наш Юра был местной совестью людей. А значит, и его жизнь прожита не зря. Давайте почтим его память молчанием!
А теперь пройдемте за мной чуть дальше».
И опять фонарик высвечивает лицо Усопшего. На этот раз, это совсем юный парень, которому едва исполнилось 20 лет.
Он в военной форме десантника. Красивое, спокойное лицо. Взгляд, уверенно смотрящий в будущее. И снова предположения о его доброте, том, что он погиб на войне и прочее...
«Это Кичемасов Дима, сын тёти Нины, что работает в нашем лагере сторожем. А его младшую сестрёнку Кристину вы часто видите на наших дискотеках. На самом деле он не воевал, и это фото было сделано сразу же после демобилизации. Он вырос на наших глазах и самом деле был хорошим , добрым парнем. Я помню, с какой гордостью в августе, сразу после демобилизации, он пришел на нашу дискотеку вот в этой самой форме. Казалось служба окончена и ещё вся жизнь впереди, но сначала нужно как следует отдохнуть. Погулять месяца 2-3… Гулянье, как это часто бывает в деревне, конечно, не обходится без выпивки, а где выпивка там и разборки кто круче. Вот и наш парень не избежал этого. Очередная выпивка закончилась поножовщиной, в которой Диме была нанесена смертельная рана его собутыльником. Был человек, и нет его!
Жизнь, обещавшая так много, закончена бесславно. Человек так и не успел оставить на земле свой добрый след. Он не успел ни полюбить, ни стать любимым. Он не посадил своего дерева, не родил сына, не построил дом!
Он просто лежит здесь, под нашими ногами и спит вечным сном! Для него всё закончилось, по сути, не успев начаться.
И всё это только лишь из-за глупого желания доказать таким образом свою значимость. Не трудом, не умом , не успехами в жизни, а «Умением пить», и кулаками… И тем не менее давайте помолчим над могилой этого парнишки.
…Перед вами пошли четыре жизни, каждый по-своему прожил их на этой Земле. Каждый был призван оставить добрую память о себе.
Кто-то успел это сделать и люди вспоминают о них только доброе, а кто-то нет… Мы не знаем что там «за углом», не знаем, сколько нам отпущено жизни. Так может не ждать? И уже сейчас жить по принципу: «Торопись делать добро?» Кто знает, что будет с каждым из нас завтра? Ведь можно и не успеть? Подумайте над этим ребята.
А сейчас тихо разворачиваемся и так же тихо идем обратно…»
Ребята, как-то особенно организованно, без единого звука покидают кладбище. И только за оградой слышен их облегчённый вздох.
«Прививка» против зла, сделана.

по материалам сайта www.samgrad.h12.ru
<в раздел

дальше>

Hosted by uCoz