.:: Методический материал ::.


РУКОВОДСТВО для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму.(редакция 12 февраля 2000 года)


 -  ВВЕДЕНИЕ
 -  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 -  РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ
 -  РАЗДЕЛ 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
 -  РАЗДЕЛ 3. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО
 -  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в качестве основного руководящего материала при проведении соревнований применяются Правила соревнований, регламентирующие общие вопросы организации судейства, но не расшифровывающие отдельные технические тонкости и приемы, разнообразие которых может вызвать разногласие между участниками и судьями из разных регионов, а также имеющими разную (а порой и одностороннюю и даже не вполне достаточную) подготовку. Кроме того, в практическом применении приемов также возможны варианты, зависящие от конкретных местных условий. Поэтому, как правило, судейская коллегия, готовя соревнования, ставит определенные условия перед участниками, пытаясь устранить разночтения при подходе к выполнению определенных технических приемов.

Для выполнения этих заданий выпускается громоздкая техническая документация, порой сразу после судейской, по дистанции подготовленные участники вынуждены быстро перестраиваться. Все это создает нежелательные ситуации, которые могут быть исключены, если все команды, хотя бы в подготовительный период получат руководство, регламентирующее и корректирующее подход к приемам, вызывающим спорные вопросы. Наиболее желательным моментом может являться принятие такого руководства в общесоюзном масштабе, тогда оно служило бы полезным дополнением к Правилам соревнований, а команды (участники) строили бы систему подготовки по вполне конкретным требованиям. В этом и заключается назначение данного Руководства. Более того, некоторые его моменты и положения уже опробованы на Ленинградских, республиканских РСФСР и Всесоюзных соревнованиях, заслужив при этом положительную оценку и пожелание в дальнейшей разработке.

Все требования, определяющие прочность каких-либо элементов, установлены путем соответствующих расчетов, применения справочников, результатов испытаний, коэффициентов запаса прочности, учета износа и поправок на возможную потерю прочности материалов, применяющихся при изготовлении туристского снаряжения. Ссылки на конкретные источники в описании не даны.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью данной разработки является унификация ряда технических приемов, применяемых на соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения, как в плане его технических характеристик, так и в пределах допустимого применения.

Конечной задачей является повышение безопасности проводимых соревнований по технике туризма, устранение ряда спорных вопросов в методике подготовки, как участников, так и судей соревнований, а также сокращение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ними. Отдельные положения настоящего "Руководства" не должны дублироваться при составлении "Условий соревнований", ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на "Руководство".

В случаях, если "Условия соревнований" допускают отклонения от данного "Руководства", каждый такой факт должен быть отражен в "Условиях соревнований" со ссылкой на пункт "Руководства", претерпевший изменения в "Условиях".

Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем "Руководстве" должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки.

Знание "Руководства" обязательно для судей на этапах.

РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ

Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества исполнения, соответствия ГОСТам и технической документации, помещенной в методической литературе, а также независимо от наличия актов ОТК в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.

1.1 Веревки

1.1.1 Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения должны быть диаметром не менее 10 мм.

1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.

1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1 не разрешается даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревки диаметром 10 мм.

1.1.4 Двойной веревкой является: а) сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; б) две отдельные веревки.

1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла, или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

1.2 Карабины

1.2.1 Для выполнения технических задач:

- организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;

- организация пункта страховки;

- замыкание личной страховочной системы;

- подключение страховочной веревки к участнику;

- организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;

- подключение носилок с "пострадавшим" к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске);

- соединение рабочих веревок могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.

1.2.2 Для выполнения технических задач:

- организация самостраховки;

- организация промежуточных точек страховки;

- подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре;

- подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не снижающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины - должны иметь предохранительные муфты.

1.2.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспортировки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке или сопровождении.

1.3 Блоки и полиспасты

1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек - стальные и титановые сплавы.

1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.

1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

1.4 Страховочные системы

1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряжению могут быть допущены самодельные системы.

1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соответствии с разработками УИАА приведены в Приложении 1.4.

1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в единую систему.

1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть основной диаметром не менее 10 мм.

1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного пояса, не должна превышать 300 мм.

1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в направлении его поперечной оси.

Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм.

2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.

3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, в районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется - обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже - 20 снижается, прочность капроновых остается без изменения.

11. Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определить степень потертости.

 
   
<в раздел

дальше>

 
 
Hosted by uCoz